На главную
К списку новостей

06 Мар 2020 «В СКФУ прошёл отборочный этап VIII Международного инженерного чемпионата «CASE-IN»»

06 Мар 2020 «256 человек успешно решили производственные проблемы на чемпионате «CASE-IN»»

05 Мар 2020 «Ставропольцы выступят на международном инженерном чемпионате в Москве »

28 Фев 2020 «Студенты решают кейсы по технологической модернизации промышленности»

Президент России отметил важность проектов для молодежи как социальных лифтов
05 Мар 2020

 

Наш ответ Илону Маску: что Путин рассказал о поддержке талантливой молодежи в России

Президент отметил, что растет количество хороших специалистов, которые остаются в стране.

"Как тебе такое, Илон Маск?" С этим популярным мемом, как оказалось в беседе с корреспондентом ТАСС Андреем Ванденко для проекта "20 вопросов Владимиру Путину", президент не знаком. Но чем знаменит молодой американский ученый глава государства знает точно, и, более того, уверен, что в России ему есть достойные конкуренты.

О том, почему Касперский не хуже Маска, кто "зажег" звезду "Сириуса", какие социальные лифты нужны молодежи и что делает государство, чтобы оставить молодых специалистов в стране, разбирались корреспонденты портала "Будущее России. Национальные проекты".

"Самая яркая звезда на небе"

Поддержка талантливой молодежи для страны - один из ключевых вопросов. Например, в национальном проекте "Образование" есть отдельный федеральный проект "Успех каждого ребенка", одной из главных целей которого является выявление и поддержка талантливых и одаренных детей.

Между тем, первая и "самая яркая звезда" среди проектов поддержки талантов зажглась благодаря Путину. Именно по его инициативе в Сочи был создан ведущий образовательный центр для талантливых детей - "Сириус".

"Вот "Сириус"… это, я, кстати, название придумал сам. Сидел, думал, как назвать, потом вспомнил, что самая яркая звезда на небосклоне - это Сириус. Там самые яркие ребята собираются. Поэтому так и предложил назвать. Вот это название прижилось", - поделился президент.

По словам президента, такая система специальной подготовки практиковалась еще в Советском Союзе, когда создавались различные физико-математические, биологические школы, музыкальные училища при консерваториях, балетные училища. Однако особенность "Сириуса" в том, что он "зажигает звезды" и спортсменов, и математиков на одной площадке. "Скажем, спортсмены общаются с математиками, а математики, может быть, в первый раз, лично идут посмотреть, как хоккей или балет функционирует. Приобщаются к физической культуре. Очень здорово получилось, мне очень нравится", - рассказал президент.

Сегодня в "Сириус" ежемесячно из всех регионов России приезжают 800 детей от 10 до 17 лет, а за четыре года с момента создания через центр прошло около 40 тысяч школьников. Следующим шагом, по словам главы государства, станет появление при центре современного университета и технопарка. Распоряжение о создании инновационного научно-технологического центра (ИНТЦ) было подписано еще в ноябре прошлого года бывшим премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым.

По образцу "Сириуса" стали открываться центры выявления и поддержки одаренных детей и в регионах. В рамках национального проекта "Образование" к 2024 году такие образовательные центры должны быть созданы по всей стране.

Кроме этого, реализуются проекты, направленные на улучшение качества школьного и дополнительного образования: по нацпроекту в стране создаются детские технопарки "Кванториум", центры цифрового образования IT-куб, развивается система дистанционного обучения. Важно и то, что все эти новшества не обходят стороной самые удаленные территории - малые города и села. Так, подводя итоги первого года реализации нацпроекта "Образование" вице-премьер Татьяна Голикова, курирующая в правительстве социальный блок, одним из главных достижений назвала создание на базе сельских школ более двух тысяч центров "Точка роста": в них было закуплено самое новое оборудование, благодаря чему школьники смогут по-новому изучать информатику, заниматься 3D-моделированием и робототехникой.

Страна возможностей

Однако складывающаяся система не просто выявляет талантливых детей: чтобы они продолжали учиться в отечественных вузах, а затем работали на отечественных предприятиях и не уезжали за границу, в стране должны появляться эффективные социальные лифты.

Для этого и была создана платформа "Россия - страна возможностей", первым и главным проектом которой стал конкурс управленцев "Лидеры России", запущенный в 2017 году для поиска и поддержки перспективных и молодых руководителей. На сегодняшний день через него прошли уже свыше 600 тысяч человек, причем по итогам двух сезонов (третий - в самом разгаре) более 150 победителей и финалистов получили высокие посты в региональных и федеральных органах власти и не только: в частности, двое стали губернаторами, а пятеро – заместителями федеральных министров.

Впрочем, суть "Лидеров России", по мнению главы государства, не столько в том, чтобы решить кадровые вопросы. "Мы просто даем людям возможность потом повысить свои знания, компетенции, но а параллельно, когда с ними, с этими людьми работают представители либо крупных компаний, либо министерств и ведомств, они в этой среде сразу присматривают для себя работников", - объяснил в интервью ТАСС Путин.

По его оценке, "Россия - страна возможностей" - это "целый набор инструментов", который "очень эффективно работает".

И действительно, помимо "Лидеров", на платформе представлены 23 проекта, 12 из которых реализуются по национальному проекту "Образование". Они направлены на самую разнообразную аудиторию: от школьников до студентов и молодых специалистов в возрасте 35 лет.

Например, в чемпионате "Case-In", в котором участники соревнуются по решению инженерных кейсов, существует несколько лиг, самая молодая из которых - для учеников 9-11 классов. Участие в этом конкурсе дает выпускникам школ дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в некоторые вузы, а студентам - возможность получить приглашение на стажировку или даже работу от компаний-партнеров.

Для студентов колледжей и вузов существует проект "Профстажировки 2.0". Его участники имеют возможность выбрать кейсы, предоставленные различными компаниями и органами исполнительной власти, и на основе них сделать курсовую или дипломную работу, которая в будущем может иметь не теоретический, а вполне практический характер. В этом году победителями стали более 500 человек, каждый из которых получил приглашение на прохождение стажировки.

Одним из самых новых проектов, которые появились на платформе, стал конкурс для молодых педагогов "Учитель будущего". Его предложили создать сами учителя, а на участие в конкурсе поступило около 40 тысяч заявок. Верхнего возрастного ценза в конкурсе нет: участвуют как молодые педагоги, так и более опытные. Полуфиналы продлятся до конца марта, а заключительный этап конкурса пройдет в апреле этого года. По итогам конкурса из 100 команд учителей будут выбраны 30 команд победителей, которые получат возможность поработать с руководителями и методистами ведущих образовательных учреждений России.

От "Искандера" до "Ё-мобиля"

Почему так важно, когда страна "вооружена" молодыми специалистами и особенно учеными, верховный главнокомандующий пояснил на примере "оборонки". По его словам, знаменитый "Искандер" и лазерный комплекс "Пересвет" созданы молодыми людьми, которые "недавно пришли из института". При этом официально о разработчиках "Искандера" известно не так много, ими принято обобщенно называть команду Конструкторского бюро машиностроения под руководством Валерия Кашина, которому на момент первого публичного представления комплекса было 52 года (Кашин родился в 1947 году, комплекс был представлен в 1999 году). Однако в 2014 году Алексей Шатихин, Виталий Даниленко и Георгий Васильев были удостоены премии президента в области науки и инноваций для молодых ученых "за участие в создании комплекса средств автоматизации и управления и средств подготовки полетных заданий ракетного комплекса сухопутных войск "Искандер-М", что косвенно подтверждает сегодняшние слова президента. Шахитину на тот момент было 32 года, Даниленко и Васильеву - по 35 лет.

Поддержка молодых ученых и создание всех необходимых условий для того, чтобы кадры предпочитали работать на родине, о чем также упоминает президент в интервью, - одна из главных целей национального проекта "Наука". Именно для этого в стране создают новые лаборатории и центры мирового уровня, обновляют приборную базу, поддерживают кооперацию с международным сообществом, а также взаимодействие науки и бизнеса.

Перспективными молодыми талантами может похвастать не только оборонный комплекс страны. Так, в совместном проекте с Минобрнауки России портал "Будущее России. Национальные проекты" рассказывает о специалистах в сфере IT, искусственного интеллекта, сельского хозяйства, экономики, нейробиологии, генетики, математики - этот список можно продолжать бесконечно. К примеру, Алексей Перепелица из Воронежа в свои 30 лет дважды получил стипендию президента России, стал лауреатом "Кубка инноваций", а также участвовал или даже возглавлял 14 научных проектов в сфере спектроскопии квантовых точек, чтобы найти новые способы лечения онкологии. Наида Магомедова из Дагестана пока еще студентка четвертого курса бакалавриата, но уже достигла заметных результатов в исследовании банковского сектора, чтобы реализовать собственные проекты по финансовой грамотности населения, 33-летний Дмитрий Чиркин из Казани занимается созданием серии беспилотных транспортных средств для "КамАЗа".

"Чтобы у людей было желание реализовываться в своей собственной стране, государство, конечно, должно делать для этого все больше и больше, и мы будем этим заниматься. Я считаю, что количество хороших специалистов, которые остаются в стране, становится все больше и больше, а то, что наши специалисты находят себя на мировом рынке труда, говорит о том, что у нас хорошая высшая школа", - говорит в интервью для проекта ТАСС Путин.

Упоминает президент и научные разработки в бизнес-среде - в контексте "Ё-мобиля" Михаила Прохорова и "Лаборатории Касперского". Сегодня успешные проекты в кооперации науки и бизнеса не ограничиваются кейсами этих двух компаний - для ее развития в стране в рамках профильного нацпроекта строятся научно-образовательные центры мирового уровня (НОЦ). Пять НОЦ уже создано в России, до конца года будет определено еще пять.

Фото: Алексей Дружинин/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Юрий Кукин, Ирина Мандрыкина

Источник: Будущее России Национальные проекты


Задать
вопрос