На главную
К списку новостей

02 Апр 2022 «Студенческая команда из г. Мытищи  стала полуфиналистом чемпионата «CASE-IN»»

31 Мар 2022 «Липецкие студенты разработали новую технологию производства алюминия»

31 Мар 2022 «Будущие геологи из МГРИ прошли в полуфинал чемпионата «CASE-IN»»

30 Мар 2022 «Партнер чемпионата ЯТЭК помогает готовить качественные кадры для нефтегазовой отрасли»

«CASE-IN» – эффективный показатель качества обучения: интервью с ректором УГГУ
31 Мар 2022

 

Дистанционное обучение, подготовка будущих специалистов, востребованность выпускников на рынке труда. Ректор Уральского государственного горного университета (УГГУ) Алексей Душин рассказал «Российской газете» о важных для отечественного образования и промышленности темах.

УГГУ является партнером фонда «Надежная смена» и его флагманского проекта Международный инженерный чемпионат «СASE-IN». Вуз является одной из площадок для проведения соревнований Студенческой лиги проекта, а студенты Свердловской области регулярно демонстрируют инновационные решения для промышленности страны.

- С 11 апреля студенты Горного возвращаются к учебе в традиционном формате - в аудиториях вуза. Это радует?

- Безусловно, для нас это очень важно. Хотя 100-процентный дистант был только в первые месяцы пандемии, остальное время студенты учились в смешанном формате: практические, лабораторные занятия проходили в университете, ведь работать с веществом онлайн невозможно. Мы приложим все усилия, чтобы следующий учебный год проходил только в офлайн-формате.

- Качество знаний на дистанте снизилось?

- В ближайшее время мы проведем масштабный срез знаний, чтобы оценить потери и понять, как их восполнить. На мой взгляд, дистанционная фор ма обу чения не обеспечивает нужной тесноты связей между преподавателем и студентами. Очень многое определяется их самостоятельной жизненной активностью, а она у всех разная. Знание остается тем же - оно абсолютно. Но частота, плотность коммуникаций меняются. Это приводит к изменению ценностных ориентиров: многие студенты работают, и, когда возникает дилемма "работа или учеба", приоритет начинает смещаться. Но мы стремимся к тому, чтобы очное обучение все-таки выходило на первое место и ребята не лишали себя будущего, которое невозможно без качественного образования.

- Многие руководители вузов видят немало плюсов в комбинированном формате обучения и намерены сохранить элементы онлайн-обучения. А вы?

- Мы и раньше, даже 10 лет назад, использовали дистанционные технологии в дополнительном образовании, на заочной, очно-заочной форме. Для тех, кто уже работает на производстве, кто живет далеко, это очень удобный формат. Кроме того, мы предоставили кафедрам право самостоятельно выбирать формат защиты дипломных проектов. Но основное обучение в техническом вузе должно быть офлайн.

Вы знаете, Ростехнадзор не допускает до некоторых видов работ людей без базового технологического образования, и это обоснованно. Представляете, что произойдет, если горные работы (а это могут быть взрывные и другие опасные и очень ответственные виды работ) будет вести человек, который видел все это только в компьютере?! Поэтому наша позиция в этом плане однозначна. Кстати, в Канаде, Австралии, где уже работают цифровые, совершенно безлюдные шахты, управляющиеся дистанционно, базовое обучение проводится офлайн либо в смешанном формате.

Высшее образование на то и высшее - мы создаем из школьников профессионалов, погружая их в ощутимый, реальный контекст, обучая решать сложные практические задачи, требующие осмысленных подходов, построенных на глубоком понимании свойств материи. Важно и то, что к математическим, инженерным дисциплинам мы добавляем историю, искусство, спорт и другие, способствующие самореализации, гармоничному развитию личности, формированию правильных жизненных ценностей.

-   Каковы сегодня позиции УГГУ среди вузов России?

- Для оценки качества обучения есть такой механизм - решение инженерных кейсов. Так вот, по горному делу, геологии в рейтинге CASE-IN у нас вторая-третья позиции в России из десятков вузов. Среди инженерных школ в целом мы пока находимся за пределами полусотни лидеров, но ставим себе цель войти в топ-30.

- На мой взгляд, самый объективный критерий качества образования - оценка заказчиков. Насколько востребованы ваши выпускники?

- Ситуация в отрасли такова, что на каждого нашего выпускника приходится от 2 до 7 вакансий. То есть у студентов есть реальный выбор. Как правило, на 4 курсе многие уже трудоустроены. У многих вузов хорошая инженерная подготовка, но выпускники очень сильно привязаны к городским агломерациям. Результат: бывший московский горный сегодня обучает горному делу на всех направлениях подготовки только 140 человек. У нас же на одном только курсе порядка 600 студентов. Но для отрасли нужны не просто специалисты, а люди, которые открыты переменам, в том числе готовы поехать в другие регионы, чтобы строить там карьеру. Наши ребята как раз такие. В УГГУ примерно 45 процентов студентов родом не из мегаполисов, а из малых городов - они имеют реальное представление о промышленной территории.

- Чем, помимо гарантированного трудоустройства, Горный привлекает абитуриентов?

- Мы одними из первых в России с 2021 года предоставили возможность получать в рамках одного диплома две квалификации. Ребята могут расширить компетенции с помощью дополнительных образовательных модулей, и мы наращиваем их количество, в том числе с помощью электронно-информа ционной образовательной среды. Также запущен ряд программ сетевого взаимодействия, реализуемых совместно с другими вузами, например, с УрГЭУ, Пермским гос университетом, Московским геологоразведочным. Кроме того, у мотивированных ребят есть возможность заниматься фундаментальной наукой, прикладными исследованиями, используя прекрасную лабораторную базу - на ее обновление только в 2021 году мы направили 10 процентов бюджета университета. К слову, количество бюджетных мест у нас довольно велико и в последние годы растет.

- В этом году в Горном университете отметят 85-летие Уральского геологического музея. Почему музей так важен для вуза?

- Это один из ключевых активов университета, делающих его уникальным. В следующем году мы будем отмечать еще и 300-летие уральской горной школы. Так вот, музей как раз важный результат работы этой школы - наследие, которое абсолютно точно востребовано. Фонды музея содержат множество коллекций. Есть популярные, задача которых - показать посетителям, в том числе самым маленьким, мир минералов, сформировать культуру камня, традиционную для Урала. Но есть и систематические коллекции, представляющие интерес для специалистов очень высокого уровня. Для студентов УГГУ вход в музей бесплатный, хотя для обучения в вузе есть специальные учебные коллекции. Кстати, значимость этого объекта отражена в книге почетных посетителей - второй такой в России просто нет, настолько яркие персоны из мира политики, культуры, бизнеса оставили там свои отзывы: Мао Цзедун, Иосип Броз Тито, Индира Ганди и другие. Наш музей - это не просто наследие университета, а визитная карточка города, региона.

 

Полная версия интервью – на сайте «РГ».

 

 

 


Задать
вопрос