На главную
К списку новостей

03 Мар 2022 «Как работать с информацией? Расскажет партнер чемпионата «CASE-IN» компания «Кодекс»»

04 Мар 2022 «Решения для «Индустрии 4.0» предложат участники «CASE-IN» в Томском политехе»

02 Мар 2022 «Более 60 школьников Волжского примут участие в чемпионате «CASE-IN»»

01 Мар 2022 «Студенты Новокузнецка начли соревноваться за призы чемпионата «CASE-IN»»

Чемпионат «CASE-IN» помогает восполнять нехватку кадров в промышленности
03 Мар 2022

 

«Вот что интересно. Лет 10 назад мы, собираясь на примерно таких мероприятиях, говорили о дефиците квалифицированных кадров, о борьбе за них, и это было проблемой. Сейчас мы находимся в такой точке, когда борьба идёт за человеческий ресурс как таковой.

Добывающей отрасли не хватает людей: не то что опытных, знающих, талантливых специалистов — людей на входе не хватает», — обозначила актуальную проблему добывающей промышленности вице-президент по персоналу и организационному развитию золотодобывающей компании «Полюс» Юлия Андроновская, выступая на круглом столе в рамках «Майнекс-2021».

Кадровый вопрос — вечно больной и актуальный для горной отрасли — сегодня зазвучал по-новому. Круглый стол, посвящённый темам привлечения молодых специалистов и потенциалу женского лидерства, в рамках прошлогоднего форума «Майнекс» организовала ассоциация Women in Mining Russia.

Пожалуй, эта дискуссия получилась самым живым и эмоциональным мероприятием форума: и спикеры поделились интересными кейсами, и гости приняли активное участие в дискуссии.

Я б в маркшейдеры пошёл…

Сегодня добывающие компании, безусловно, заинтересованы в молодых специалистах: они работают с вузами, организуют дополнительные программы подготовки студентов и стажировок.

«Но дело в том, самих студентов профильных ВУЗов и факультетов не хватает, и число абитуриентов по профильным специальностям отрасли с каждым годом становится все меньше. А это означает, что нам, бизнесу, нужно идти дальше и начинать работать не с вузами, а со школами.

Смотрите, все на бытовом уровне знают, кто такие юристы — хотя это очень ёмкое понятие, но всё-таки. Все знают, кто такие экономисты. Но если вы или ваши родные не работают в добывающей отрасли, не факт, что вы знаете, кто такие маркшейдер или флотатор. Лично я, пока не пришла в профессию, не знала.

То есть, чтобы привлечь молодых людей в добывающую промышленность, чтобы показать, какую карьеру можно здесь выстроить, мы должны на базовом уровне им и их родителям объяснить, что это за профессия такая и какие перспективы она дает», уверена Юлия Андроновская.

И сегодня компания «Полюс» проводит профориентационные мероприятия как для школьников старших классов, так и с 7-классниками. Специалисты компании считают, что именно в этом возрасте современные дети начинают серьёзно думать о том какие предметы для углубленного изучения выбрать.

 «По поводу того, что молодой человек придёт работать не к нам, а, в любую другую компанию нашей отрасли, мы вообще не переживаем. Наша задача — обеспечить поток молодёжи в отрасль. И я думаю, что к решению этой задачи все крупные игроки рынка должны подключиться»,  считает Юлия Андроновская.

Индустрия возможностей

В «Полюсе» сформулировали одну из причин кадрового дефицита в добывающей отрасли и отсутствия у молодых людей интереса к ней: последние просто не знают, что так можно было. О второй причине рассказала директор по операционным закупкам НЛМК Светлана Лапкина.

«Не так давно у нас прошёл конкурс для детей сотрудников, в финале которого мы дали детям возможность выступить перед том-менеджерами, в том числе рассказать о том, кем они видят себя в будущем, готовы ли они прийти работать к нам.

И ни один из детей — у нас были ребята 12–16 лет  — не заявил о своём желании работать в добывающей отрасли. Это при том, что их родители полжизни этой отрасли отдали.

Почему молодые люди не хотят? Наши гости говорили о том, что металлургия — это грязно, это экологические проблемы, черное небо и чёрный снег. А еще говорили, что в этих профессиях нет места творчеству, нет возможности развиваться и проявлять себя.

Много было сказано об экологических и цифровых проектах как направлениях, в которых молодые люди хотят двигаться. И в их глазах добыча, металлургия — это совсем про другое», — рассказала Светлана Лапкина.

Если посмотреть на проблему с этой точки зрения, то вопрос кадрового голода очень тесно сходится с вопросом о том, актуальна ли для отрасли ESG-повестка.

Проекты, которые подходят хотя бы под одну из букв аббревиатуры, — это не только возможность избавить компанию от штрафов и проверок, это ещё и имидж предприятия. Опыт НЛМК показывает, как именно мир видит добывающие и перерабатывающие компании.

Сегодня перед отраслью стоит задача сложившееся мнение изменить. В конце концов, добывающая промышленность за последние годы очень изменилась, да и работа в металлургии — это не всегда работа именно в производственном цехе.

И для того, чтобы показать, что такое НЛМК на самом деле, компания запустила большую программу «Академия стальных возможностей». Ориентирована она на студентов и рассчитана на 14 месяцев. НЛМК даёт возможность будущим молодым специалистам погрузиться в производственные процессы, понять, как они организованы, а также пройти стажировку.

«Наши стажёры параллельно имеют возможность писать дипломные работы, изучая ту тему, которая им интересна. Могу сказать за студентов своей дирекции: все, кто стажировался у нас, остались в компании, перешли на те или иные позиции и теперь успешно работают. Так что мы инвестируем в молодёжь и за счёт этого выращиваем из студентов хороших специалистов», — рассказала Светлана Лапкина.

Где родился, там и пригодился

Кадровый дефицит в отрасли обусловлен ещё и тем, что крупные добывающие предприятия нередко расположены в очень маленьких городках.

Это логично и закономерно: когда начинается отработка месторождения, рядом с ним возникает рабочий посёлок, который потом и превращается в город или городок, и собирает он в себя ровно столько жителей, сколько нужно для работы нового объекта и обеспечения их комфортной жизни.

И проблема-то усугубляется. Мы уже не раз говорили о том, что известные крупные месторождения полезных ископаемых истощаются, наступает время освоения новых, расположенных вдалеке от цивилизации.

С этой проблемой сталкивается компания «Кинросс Голд», чьи объекты расположены в Чукотском АО, Хабаровском крае и Магаданской области.

«Не первый год мы сталкиваемся с кадровым голодом, с проблемой оттока молодежи из нашей отрасли. Ещё пять лет назад наши коллеги приходили в магаданские школы и беседовали с детьми. На вопрос о том, кем ребята хотят стать, звучали ответы: экономист, юрист, реже врач, совсем редко инженер — такие ответы могли дать дети представителей технических специальностей.

Мы спрашивали у школьников, хотят ли они работать и учиться в Магаданской области, и слышали однозначной отказ. А ведь здесь есть шикарнейший политех, где замечательно готовят представителей горных профессий.

И тогда мы задумались о том, что мы как компания можем сделать для того, чтобы изменить ситуацию», — поделилась исполнительный директор ООО «Удинск Золото» «Кинросс Голд» Ольга Горбатюк.

«КинроссГолд» пошёл по тому же пути, что и «Полюс», и начал проводить профориентационные беседы со школьниками. Работники предприятия рассказывали о специальностях, собственном опыте, о достижениях.

Поскольку, говорит Ольга Горбатюк, в компании работают увлечённые специалисты, такие рассказы всегда получаются захватывающими. После таких занятий у детей просыпается интерес к профессии, хотя отследить, сколько именно человек действительно идут после этого в отрасль, конечно, нереально.

Работает «Кинросс Голд» и с вузами, со студентами. В магаданской области проходит Международный инженерный чемпионат CASE-IN, и специалисты золотодобывающей компании входят в состав жюри. На объектах «Кинросс Голд» студенты проходят практику, их наставниками становятся работающие специалисты.

А ещё компания активно работает с коренными малочисленными народами в регионах присутствия. Ольга Горбатюк рассказала, что в числе сотрудников «КинроссГ олд» есть те, кто прошёл в компанию 18-лентним студентом и делал первые шаги вместе с золотодобытчиком. Сегодня тогдашняя молодёжь доросла до руководящих должностей.

И в настоящий момент на Чукотке около трети работников компании — это как раз представители малочисленных коренных народов.

Компания «Полюс», чьи флагманские объекты находятся в Сибири, тоже стремится привлекать на работу местное население. И те профориентационные мероприятия, о которых мы рассказывали выше, компания сегодня реализует в Красноярском крае, на севере которого находится золоторудное месторождение «Олимпиада». Пока это пилот, если он окажется удачным, подобные проекты «Полюс» запустит в Иркутской и Магаданской областях.

 

Полная версия статьи – по ссылке.


Задать
вопрос